Работа с цветом на волосах методом "Система Аксиом"
Александр Кувватов
https://orcid.org/0009-0004-0150-2405
Abstract
В парикмахерском ремесле нет как таковой системы работы с цветом. Существующие системы формируют понимание нейтрализации и то в коричневый цвет, при этом не давая никакого понимания как создавать цвет, который хочет клиент. Чтобы попасть в желаемый оттенка нам всегда нужно знать очень хорошо палитру красителя, на котором мы работаем, а также учитывать множество технических факторов. В данной статье мы рассмотрим, как создавать максимально точной цвет с учетом референса клиента.

Английская версия: Research Gate и Academia



1. ПРЕДПОСЫЛКИ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ЦВЕТОМ

Я понимаю, что с учетом огромного существующего пласта систем работы с цветом на первый взгляд кажется, что создание новой системы выглядит не совсем оправдано. Однако я хочу внести ясность немного рассмотрев существующие цветовые системы.

Архаичные цветовые системы
Давайте начнем с того, что колористику парикмахерам преподают на зачаточном уровне, используя чаще всего звезду Оствальда, которая таковой не является и систему И.Иттена, подробно рассмотренную в книге автора «Искусство цвета». В обоих случаях в систему берутся за основу архаичные первичные цвета – СИНИЙ, КРАСНЫЙ и ЖЁЛТЫЙ. Которые на самом деле не могут выступать в качестве первичных, за исключением жёлтого. В обучении колористики не преподается получение цветов с использованием цветовой системы. Это обусловлено самими системами. В обоих случаях мы имеем три первичных цвета, три вторичных и 6 третичных цветов. При этом правило гласит, что все цвета, получаемые в пространстве, смешиваются из Синего + Красного + Жёлтого. В учебных заведениях преподаватели очень уклончиво уходят от ответа, почему, например, путем смешивания Синего и Красного не получаются чистые оттенки фиолетового и пурпурных цветов. При этом до сих пор усиленно заставляя учеников рисовать цветовой круг, применяя за основу или так называемую «Звезду Оствальда» (происхождение данной звезды я не смог найти) или цветовой круг И.Иттена. В центре круга берется за основу наличие коричневого цвета, который так же никак не регламентируется, а именно какой из оттенков коричневого в центре? От сюда возникает масса своеобразных решений работы с цветом.

Насыщенность
Еще одной серьезной проблемой в обучении парикмахеров является отсутствие в принципе понятия насыщенность. Поскольку в центре находится коричневый, то насыщенность, как таковая формируется количеством коричневого, однако во многих брендах присутствует понятие серого (пепельный), что вносит еще большую неразбериху. Из-за того, что в круге парикмахеров не предусмотрена ахроматическая шкала, то получение серого преподается, как смешение коричневого и добавление к нему синего «и где-то там будет серый». То есть серый цвет в палитре брендов есть, точнее есть название, но как таковой парикмахеры его ставят в зеленый спектр или синий в зависимости от бренда. То есть система цвета у парикмахеров не подразумевает наличие ахроматических цветов. Хотя иногда бренды пытаются обозначить приглушение цвета, используя значение пепельного, например, /31, /13, /12, /21 и так далее. У брендов первая цифра означает доминирующий цвет, а вторая дополнительный оттенок. За счет чего можно было использовать /1 как значение насыщенности, если бы не одно «НО», оно не даст охарактеризовать насыщенность глубоко. То есть у нас есть по итогу /1, /13, /31, /3, /33 (как пример взят пепел и значение золота, то есть рассмотрена насыщенность в желто-желто-оранжевой шкале). Но тут вступает в силу еще один цвет - /0. Его характеризуют как натуральный, нейтральный, то есть по системе И.Итенна идеальный центр. И многие бренды ставят его именно туда - в центр. Но тут нужно отметить, что и /0, имеющий вроде бы центральное расположение многими брендами, смещается в жёлто-зеленый спектр. И если брать в системе и /1 и /0, то они начинают взаимно исключать друг друга. То есть серый не может находиться в желтом спектре /13, /31. Ведь в значении многих фирм эти обозначения стоят после /0 (который в центре). А значит у нас доложен быть /0, /03, /30, /3, /33. Однако /0 существует рядом и в круге могут /13 и /03 стоять почти в одном месте еще больше запутывая и без того растерявшегося парикмахера. То есть на данный момент ни /0 ни /1 не могут выступать в имеющейся повсеместно насаждаемой системе И.Итенна значением насыщенности в полной мере того слова.

Система обозначения цветов
Большой проблемой является нежелание брендов использовать единую систему обозначения цветов. Каждый бренд использует собственную, кто-то буквенные обозначения, кто-то цифровые при этом цифры могут иметь кардинальные разные значения. Например:
· Wella цветовое направление 7 – означает коричневый, 3 означает золотистый (по факту жёлто-жёлто-оранжевый)
· Schwarzkopf цветовое направление 7 – означает оранжевый, 3 означает зелёный (по факту сине-сине-зелёный)

Так же обозначение цветов красителей несет только две характеристики:
1 – светлота
2 – цветовой тон (при этом данное значение может делиться на подоттенки и иметь до 4 цифр иногда противоречащие друг другу, например /32 – золотисто-фиолетовый)

Значения цифр могут стоять в палитрах совершенно непредсказуемым образом при этом существуют понятия задвоенных значений, например, /44 (интенсивно медный). И данные цифры бренды могут ставить не по увеличению насыщенности, что было бы логично, а в другое цветовое направления, никак не аргументируя данный момент.

Давайте как пример приведу круг, изображенный на палитре красителя Epica. Цифра 4 означает оранжевый, однако в двойном значении, как видите цвет перемещается в красно-оранжевое направление. Цифра 0, имеющая значение нейтрального (у парикмахеров это коричневый), логично находится в центре круга. Однако давайте обратим внимание на .05 и.5 первая несет по названию коричнево-фиолетово-красное цветовое направление, однако стоит в круге в красно-оранжевом спектре, при том, что сама .5 стоит в фиолетово-красном спектре. Изучая круг будет очень много странных постановок цвета, если ориентироваться на данную цветовую модель. Тот же фиолетовый цвет .2 в своей интенсивной части находится в фиолетовом спектре, однако при добавлении к нему пепельного цвета .1 (имеющего судя по кругу зелёно-сине направление) неожиданно принимает чистый зелёный оттенок .12. Как видите применение таких цветовых систем вводит парикмахера больше в ступор, чем дает решение, как создать цвет.
Визуализация
По большей степени цветовой круг должен решать проблему визуального понимания, где находится желаемый цвет и как его получить, однако используемые системы не дают этого проанализировать и цветовые системы в итоге применяются только в условном значении нейтрализации. То есть противоположные цвета нейтрализуют друг друга в коричневый. Без уточнения цветового направления коричневого и его насыщенности.

Производственные особенности
Критической проблемой является тот факт, что цвет у парикмахеров имеет три типа пигментов:
1. Прямые (готовые цвета как в красителях для художников);
2. Окислительные (эти цвета образуются путем химической реакции и не могут быть проанализированны отдельно от волос и от особенностей волос)
3. Растительные (как и прямые имеют сразу сформированные цвет что упрощает работу)

Проблема современной промышленности что химики мешают все три вида пигментов и они могут вместе оказываться в тюбике красителя что мешает делать четкий анализ как визуальный так и математический.

Так же все это усугубляется щелочной основой:
1. Аммиачная;
2. Алколамины;
3. Катионная.

На данный момент на столько развивается химия, что в данной статье нет смысла описывать все виды, остановлюсь только на данных. Так вот каждый тип щелочной основы и еще важный пункт, количество щелочи в тюбике, сильно влияют на цветовобразование, разрушение пигмента и взаимодействие цвета краски с цветом, который есть на волосах.


Цвет на волосах
Волосы сами по себе имеют цвет, который всегда играет определенную роль в создании конечного оттенка. Это означает, что состав всегда учитывает естественный или косметический цвет волос. При осветлении мы также получаем цвет разрушенного пигмента, оттенок которого меняется в зависимости от первоначальной светлоты волос. Все это вносит существенные искажения в хорошо продуманную формулу цвета. Натуральный цвет волос не разрушается и участвует в формировании цвета только при работе с прямыми катионными пигментами. Но при работе с окислительными красителями мы всегда будем иметь дело с волосом, имеющим поврежденный натуральный или косметический цвет. К счастью, стоит отметить, что цвет разрушенного натурального пигмента предсказуем и имеет небольшую градацию от оранжевого до золотистого в средней степени насыщенности. Конечно, нужно отметить важный факт: более предсказуемая работа по созданию цвета идет на предварительно обесцвеченных волосах. Когда окрашивание и осветление выполняются одновременно интенсивность влияния разрушенного натурального пигмента значительно увеличивается на создаваемый цвет. А предсказуемость степени влияния сильно снижается. Здесь важно уметь работать с конкретным брендом. При переносе этих данных на другой бренд значения могут полностью отличаться, это связано часто с различной степенью влияния осветляющей основы разных брендов.
2. СИСТЕМА АКСИОМ принципы системы цвета

Сама система формировалась очень долго и на начальном этапе в 2010 годах я преподавал цвет используя центр как коричневый, а первичные цвета синий+жёлтый+красный. Однако саму систему формирования цвета я смог уложить даже в ту архаичную систему. Работа именно в архаичном формате была вынужденной из-за того, что было сложно донести до парикмахеров что первичные цвета другие, не имея таковых цветов в палитрах брендов. Спустя несколько лет бренды стали выпускать цвета очень предложенные к CYAN, MAGENTA и YELLOW что дало возможность перейти в современное понятие цветов. И по сей день я и мои сотрудники усиленно внедряем данную систему в парикмахерском ремесле, поскольку она имеет максимально точные и предсказуемые результаты. Да, мы должны отдавать отчет, что это не компьютерная модель, где можно цвет просчитать более точно. Однако нужно отдавать отчет, что парикмахер работает не с холстом бумаги, он работает с волосами, где на цвет могут влиять огромное количество факторов, начиная от строения белка волоса, заканчивая, какое состояние организма у клиента. Так же мастер не знает точно колеровки красителя, то есть точного значения его в пространстве, а лишь может выяснить примерное нахождение самостоятельно проанализировав палитру бренда. Сами бренды под час ощущение что делают все, чтобы мастерам было как можно сложнее попасть в желаемый цвет. Ещё один фактор – мастер должен быстро решить рецепт, не имея компьютера или специализированного приложения. Поэтому система должна быть на сколько возможно простой. Иначе мастера просто не будут ее использовать.

Именно поэтому я предлагаю использовать цилиндрическую модель HSL в работе. То есть по вертикальной оси движение от чёрного к белому снизу вверх. По горизонтали движение цветовых тонов и насыщенности. При этом градация насыщенности везде берется одинаковая, чтобы не усложнять работу. Однако из-за того, что я не беру в основу тот факт, что цвета на разной светлоте имеют разную степень приглушения в саму систему создания цвета, приходится вносить дополнительные правила, компенсирующие это упрощение. Два правила гласят следующее:
  • Спектр рыжих цветов при определении его значения в цветовом пространстве ставится на один уровень светлоты темнее и на одну степень насыщенности интенсивней.
  • Спектр синих цветов при определении его значения в пространстве ставится на один уровень светлее чем видим.

В результате использования данных правил мы компенсируем проблему цилиндрической модели цвета.
3. СВЕТЛОТА

Светлоту мы подразделяем на 14 уровней. Это обусловлено тем, что у парикмахеров принято натуральные уровни светлоты разделять на 10 степеней. Однако в 10 степенях не учитываются белые волосы и промежуточные оттенки, которые бывают. Именно поэтому я веду градацию от 1/ — это косметически созданный чёрный цвет (натуральные волосы не бывают темнее 2/) и до 14/ светлоты – это седой волос имеющий чистый белый цвет.

Парикмахеры очень часто под светлотой подразумевают концентрацию коричневого, однако в моей системе я убрал это понятие, поскольку оно не оправдано и несет только путаницу в создании цветов. Поэтому ахроматическая шкала состоит именно из чёрного и белого и 14 степеней без привязки к количеству коричневого и его плотности.
4. НАСЫЩЕННОСТЬ

С учетом что в системе есть ахроматический центр, то понятие насыщенность становится логичным. Я использую 11 градаций насыщенности от .0| имеющего чистое ахроматическое значение, до .10| имеющего чистое значение цвета без приглушения (в основном мы говорим о прямых пигментах, поскольку окислительные пигменты не могут иметь такой степени насыщенности – производственные особенности). В обучении парикмахеров данный пункт является самым сложным, поскольку они никогда не смотрели на цвет с позиции насыщенности.
5. ЦВЕТОВОЙ ТОН

Цветовой тон я подразделил на 48 значений. При этом изначально при составлении цветового круга я ориентировался на значения системы Манселла, однако при смешивании цветов субтрактивным смешиванием часть цветов на волосах ведет себя иначе и не работают правила, принятые по нейтрализации у парикмахеров, поэтому пришлось смещать цвета и напротив жёлтого ставить сине-фиолетовое цветовое направление.
6. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

В итоге имея три фундаментальных значения цвета мы можем записать любой цвет красителя в цветовое пространство. Для этого используем стиль записи:

X.Y|Z

где,
X – светлота с градацией от 1 до 14
Y – насыщенность с градацией от 0 до 10
Z – цветовой тон с градацией от 1 до 48

В результате мы можем анализировать все существующие бренды и формировать единую таблицу.

Чтобы понять какой цвет приходится выполнять окрашивание красителя на прядях. Для этого используем человеческие волосы, осветленные до 11 уровня светлоты. Если использовать более темные волосы, то будет сильное влияние цвета разрушенного пигмента и цвет исказится. Работа с шерстью хороша и может тоже использоваться как дополнение к анализу, однако выбеленная шерсть яка не дет понимания реальной плотности (светлоты) цвета. Поэтому с учетом длительных опытов я пришел к выводу – анализ максимально эффективный проходит на русых волосах, осветленных до 11 уровня светлоты.

Окрашивание проводим на 3% окислителе (именно с ним проявление пигмента более точное) и на сухих волосах. Хотя в салонной практике мы часто работаем на влажных волосах, однако для анализа цвета любы дополнительные данные могут сильно исказить цвет. Время выдержки обязательно с учетом рекомендаций бренда. Не больше и не меньше. В противном случае мы можем получить так же искажение цвета. Разведение красителя с окислителем идет по правилу бренда, поскольку изменения концентрации окислителя приводит к искажению рН уровня красителя и так же может нарушать задуманный производителем процесс цветопроявления.
После окрашивания волос мы выполняем анализ цвета и ставим цвета в цветовое пространство. Например, вы на иллюстрации видите анализ российского бренда, который производится в Италии – Constant Delight. Такая расстановка цвета дает нам возможность точно понимать значение цвета, а значит более точно с ним работать. Давайте так же рассмотрим расстановку цветов красителя, который ранее привели в пример Epica.
7. ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ЦВЕТА

Движение цветов в цветовой системе «Система Аксиом» имеет два правила, на основе которых строится вся остальная часть правил смешивания и формирования рецептов.

Аксиома №1. Цвета, находящиеся в одной трети цветового пространства движутся по окружности.
Аксиома №2. Цвета, находящиеся в разных третях цветового круга двигаются по прямой.
Треть – это цветовое пространство от одного первичного цвета до другого.

Так вот далее мы переносим наш анализ бренда и видим, что, если нам нужно смешать два каких-либо цвета, нам достаточно прочертить линию от одного до другого и мастер будет видеть что получит.

То есть, например клиент хочет на волосах розовое золото, то мы ставим данный цвет в цветовой круг и ищем цвета в бренде, которые пересекают данный желаемый цвет. Далее определяем соотношение друг к другу и выполняем окрашивание.

Ввиду того что цвета в одной трети могут оказаться на разной степени насыщенности, чтобы не усложнять жизнь парикмахеру мы преподаем, что все цвета кроме чистых цветов двигаются по прямой линии. Это конечно вносит легкое искажение в цвете, однако настолько незначительное что лучше использовать так, чем усложнять расчеты в салонной работе с учетом коэффициента искривления дуги различной насыщенности цветов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из огромного опыта работы могу уверенно скачать, что данная система позволяет с максимальной точностью попадать в цвет. Для этого мы проработали 55 брендов, представленных в России. Конечно, в преподавании системы нужно ориентироваться еще на множество дополнений, однако они легко вписываются в данную цветовую модель и дают отличные результаты. В отличии от имеющихся сейчас цветовых систем у парикмахеров.